Новые информационные технологии организационного управления для
предприятий ориетированных на развитие
Л.Ю. Григорьев,
В.В. Стародуб
Санкт-Петербург, Ассоциация Бизнес Сервис – КВФ «БИГ-СПб»
Сейчас практически вся компьютерная индустрия ориентирована
на поддержку систем управления ресурсами предприятия, вершиной развития которых
стали мощные системы класса ERP (Enterprise Resource Planning).
Однако, как отмечают сегодня многие специалисты: «ERP системы
способны значительно снизить затраты, сократить сроки оплаты счетов и ускорение
возврата от инвестиций. Но они достигли своих пределов в том, что касается
обеспечения конкурентных преимуществ. Автоматизировать работу компании с помощью
системы ERP можно, но оптимизировать — нет. Несмотря на многие сильные стороны,
система ERP не в состоянии подготовить компанию к работе в быстро меняющихся
условиях».
Но в тени этих компьютерных гигантов, появились новые и
весьма перспективные решения, которые удачно дополняют первые в составе
корпоративных информационных систем. Речь идет о системах организационного
управления (СОУ) класса EDS (Enterprise Development Solution), поддерживающих
решения в области бизнес-развития предприятий.
Стало очевидным, что при изменениях бизнеса прежде ресурсов
должны быть точно спланированы новые стратегии и новая организация деятельности.
И эти задачи были призваны решать программные системы класса EDS, которые в
отличие от традиционных ERP-продуктов помогают находить ответы на вопросы
«как?», а не «сколько?» и, тем самым, существенно расширяют управленческие
возможности
В начале 21-го века в мире появились также стандарты и модели
организации управления непрерывно развивающимся предприятием – стандарты
менеджмента качества. Современные концепции менеджмента качества рассматривают
организацию деятельности, как главный фактор конкурентоспособности и
формирования устойчивого бизнеса.
Поэтому, большинство современных систем организационного
управления полностью реализуют принципы отраженные в стандартах серии
ИСО9000:2000, которые, фактически являются стандартами эффективной организации
деятельности.
В соответствии с этими принципами в управлении организацией,
прежде всего, необходимо обеспечить:
стройную систему показателей, которая формирует
правильную «настройку» работников на стратегию, гарантирует верный
стратегический фокус.
отлаженную и контролируемую систему процессов,
непосредственно связанных с системой показателей и обеспечивающую
прозрачность управляемых объектов;
единое информационное пространство организации с
быстрым доступом к данным и эффективными организационными коммуникациями
исполнителей работ;
накопление и мониторинг информации о персонале –
главном ресурсе компании.
Спроектированные с помощью технологий
бизнес-инжиниринга и
программ моделирования класса orgware подобные системы (Рис. 1) действительно
становятся эффективным инструментом постоянного развития и совершенствования
бизнеса.
Поэтому наряду, с моделями ресурсного управления, такими как
MRPI, MRPII, ERP, CRM, SCM на первый план при создании информационных систем
управления предприятиями теперь выходят организационные модели и технологии
такие, как Project Management, Workflow, Personnel Information System, а также
Корпоративные Информационные Порталы (КИП):
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ (Project Management System) –
подсистема поддерживает создание, изменение, запуск и выполнение проектов
компании с возможностью автоматического расчета и оптимизации сроков
выполнения и финансовых затрат по проекту. Текущие задачи выполняемого
проекта автоматически поступают в персональные органайзеры исполнителей.
Подсистема контроля позволяет оценивать и корректировать ход выполнения
проектов.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ (Business Process Management) –
подсистема поддерживает запуск и выполнение бизнес-процессов. Текущие задачи
передаются в соответствии с логикой процесса в персональные органайзеры
исполнителей. Подсистема мониторинга позволяет накапливать статистику по
ходу выполнения процессов. Подсистема контроля дает возможность управлять
выполнением процесса.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ЗАДАЧАМИ (Personal Information
System) – подсистема, поддерживающая исполнение персоналом поступивших
задач, создание собственных задач руководителей, создание задач подчиненных.
Подсистема контроля позволяет оценивать загрузку и эффективность работы
подчиненных сотрудников.
В рамках системы организационного управления КИП важен,
прежде всего, в качестве системы мониторинга и управления
организационно-распорядительной документацией, данными о бизнес-процессах и
проектах компании. В этом качестве она обеспечивает:
Системное и наглядное отображение модели организации
деятельности компании
Эффективную работу со всем комплексом
организационно-распорядительной документации
Быстрое и контролируемое прохождение управляющих
воздействий сверху и информации снизу
Эффективное информационное и организационное
взаимодействие рабочих групп
Прозрачность результатов функционирования предприятия. На
страницы КИП может быть выведена и любая информация из систем управления
ресурсами. (Особенно важным представляется вывод в систематизированном виде
системы сбалансированных показателей и организация «панелей управления» -
компактного отражения наиболее существенной управленческой информации для
высших менеджеров).
Однако ядром СОУ являются системы организационного
бизнес-моделирования, под которым понимается описание и формирование структур,
функций и процессов оптимальным способом реализующих цели предприятия.
Для традиционной парадигмы менеджмента детальная информация
«информация об организации процессов» и деятельности в целом не была такой уж
значимой. Она часто казалась не нужной и не была востребована, ибо не было
понятно, как такая информация помогает создавать и поддерживать конкурентное
преимущество компании. Вернее – иногда это ощущалось, как «мечта о порядке», но
эта мечта носила скорее этический, чем экономический смысл. До недавнего времени
связь «организации деятельности» с «успехом» не была точно установлена». За
последние 10 лет произошли серьезнейшие изменения, как в самой экономике, так и
в жизни каждого отдельного предприятия. Полезность применения принципов
современного «инновационного» менеджмента и, в частности, процессного управления
доказано самой жизнью. То есть, сегодня речь уже идет не о том, нужно ли
моделировать бизнес, а о том, как и в каком объеме, это делать.
Моделирование деятельности предприятия теперь становится не
разовым вспомогательным процессом, который предшествовал проекту внедрения
ERP-систем, а становится повседневной практикой. Для этого нужны принципиально
новые системы моделирования, позволяющие менеджерам предприятий оперативно и
наглядно представлять картину деятельности и, что очень важно, также оперативно
и самим вносить изменения в процессы.
Новейшие системы моделирования это уже не просто графические
конструкторы для рисования диаграмм, а средства создания «базы знаний» по
организации деятельности компании, имеющие специализированные интерфейсы для
корректировки модели и ее визуализации, которые должны удовлетворять следующим
требованиям:
«Системность описания», т.е. сочетание методов
структурного, функционального и процессного моделирования бизнеса
Высокая скорость моделирования, которая не должна
ограничивать своевременность внесения необходимых изменений в бизнес-систему
Открытость для описания новых знаний о моделируемой
бизнес-системе
Генерация документов в общепринятых (мировых и
национальных) текстовых и графических форматах
Выразительность и наглядность результатов (обеспечение
взаимопонимания при командной работе)
Бизнес-модель компании - это язык, на котором должны говорить
менеджеры каждый день, а не только в особых случаях. Изменения в организации
деятельности должны отслеживаться в модели так же как фиксируются в
бухгалтерской системе все хозяйственные операции.
И не только отслеживаться, но и планироваться – поэтому,
уместнее сравнение не с бухгалтерским учетом, а с «бюджетированием», которое с
таким трудом внедряют наши компании, а ведь это техника 30-х годов прошлого
века. И, в большинстве случаев, сложности этого внедрения связаны, прежде всего,
с организацией бюджетного процесса, который требует целенаправленной
деятельности большого числа менеджеров. А эти задача «организационного
менеджмента» - та задачи, для решения которых и применяются системы
бизнес-моделирования.
Соединение в рамках единой корпоративной информационной
системы ERP и EDS-компонент дает также сильный «синергетический» эффект, т.к.
они не только взаимно дополняют друг друга, но существуют и прямые зависимости
между организационными и финансовыми задачами управления. Точное знание того,
как реализуется деятельность, и, какие процессы протекают в компании, позволяет
лучше планировать и вести управленческий учет потребляемых ресурсов, чтобы
обеспечить их достаточность для реализации стратегических и оперативных планов
предприятия.
Моделирование бизнес-процессов и создание эффективно
действующей организации, особенно с применением СОУ класса EDS, дело
достаточно дорогое. Но это не потери фирмы. Это инвестиции, связанные с
улучшением функционирования компании, которые многократно оправдаются в будущем!
Бизнес-инжиниринг -
технологии управления, основанные на применении информационных моделей структур
и процессов предприятия
Orgware (организационный продукт -
англ.) - класс программных средств для поддержки организационного управления
|