Регулярный менеджмент - Вы сделаете это, потому что Вам это выгодно!

Или технологии уменьшения беспорядка.

Большинство российских экспертов считает, что непрекращающийся в стране многолетний кризис - это кризис управления. Причем, это проявляется не только в высших эшелонах власти, но и в большинстве коммерческих организаций - "от мала до велика". И дело здесь не в том, что наши бизнесмены хуже, например, американцев. Нет, человек, создавший и поднявший бизнес в российских условиях - это самородок, это талантливый, энергичный человек, работающий очень много. И если его бизнес живет, работает, приносит прибыль - значит серьезных ошибок при его "раскрутке" он не допустил.

Но вместе с этим, многие предприниматели видят, что не все в их деле идет так, как хотелось бы: продажи нестабильны, расходы на ведение бизнеса повышаются, конкуренты "давят" ценами, и прибыль в целом снижается. Кроме этого, работе мешают и много других мелких неприятностей, например, часто не сходятся остатки по складу (если они вообще точно известны). Или, когда нужно платить по счетам, денег на хватает, а в конце месяца, несколько крупных платежей сваливается "как снег на голову", резко завышая налогооблагаемую базу: Да и прибыль с каждой партии товара становится посчитать все труднее - растут косвенные расходы, затраты на содержание персонала и эти расходы никак не удается снизить.

Если у Вас все эти проблемы решены и Вы точно можете сказать, как по предприятию движется каждый рубль (или доллар), то дальше Вы можете читать просто из интереса - очевидно, что у Вас в бизнесе отлично налажен регулярный менеджмент. Ну а если нет - то мы постараемся Вам помочь.

Итак, что такое регулярный менеджмент? Это и есть технология уменьшения беспорядка. Это просто тщательно спланированная и хорошо работающая система управления предприятием. В такой системе взаимоувязаны все основные участки бизнеса: продажи, поставки, склад, производство, торговый и финансовый учет, управление кадрами. В такой системе руководитель точно знает, чем занимается каждый сотрудник на его предприятии, сколько денег тратит каждое подразделение, какую прибыль приносит каждое направление в бизнесе.

Регулярный менеджмент не несет в себе суперсовременных технологий и не требует покупки сотового телефона каждому сотруднику (хотя, почему бы и нет?! - тогда у них не будет возможности сказать что-то вроде: "Я вышел за хлебом, а мне забыли передать, что Вы звонили"). Вообще, американские бизнесмены пользуются этими технологиями уже лет 25-30 - и с каждым годом увеличивают свои прибыли. Эти технологии применялись и в СССР - научная организация труда, хозяйственный расчет - это все элементы регулярного менеджмента. К сожалению, за годы преобразований, вместе с социалистическим маразмом, были уничтожены и те ценные наработки, которые позволяли держаться на плаву планово-распределительной экономике. Например, в Советском Союзе была самая мощная система планирования в мире. Если бы ее не было, Советское государство задохнулось бы в течении полугода от перебоев с поставками товаров и тотального дефицита. А что мы наблюдали в 1990-1991 году? Развал планово-распределительной системы повлек за собой тотальный дефицит товаров. А модное сейчас понятие "логистика" есть не что иное, как система планирования поставок, как в рамках одного предприятия (микрологистика), так в целой отрасли (макрологистика). Да, логистика впитывает в себя самые последние достижения управленческой мысли, но суть ее - планирование поставок (в хорошем смысле этого слова).

Вообще, весь регулярный менеджмент базируется на использовании систем планирования: логистика - это планирование материальных потоков, бюджетирование - это планирование финансов, а реструктуризация - это планирование развития структуры предприятия. Только планирование это не "от достигнутого", как было принято раньше, а базирующееся на реальных потребностях рынка и реальных возможностях предприятия. Естественно, для определения потребностей рынка нужно использовать инструменты маркетинга, а не среднепотолочные оценки, источником которых обычно служит указательный палец правой руки.

Поэтому, описывая технологии регулярного менеджмента, мы не претендуем на открытие Америки, понимая, что все новое - это просто забытое старое. Эти технологии уже начинают приживаться в России, и вот почему: наибольший эффект они приносят устойчивому, стабильному бизнесу. Многое из них, конечно, полезно и молодым, растущим компаниям - порядок ведь везде нужен. Просто регулярный менеджмент сам по себе требует определенных затрат (порядок нужно поддерживать), а у небольших компаний часто не хватает людей, средств, времени на это. Да и раньше, 5-7 лет назад, многим компаниям это было и не нужно: работая с рентабельностью 100%, а то и 200%, они "могли себе позволить" не задумываться о таких скучных вещах, как планирование затрат. Однако сейчас, когда правила игры установились, именно от того насколько эффективно предприятие использует свои ресурсы и зависит его прибыльность.

Регулярный менеджмент - конкретный способ наведения порядка в бизнесе. Он дает конкретные результаты - рост прибыльности предприятий на 30-40%, причем, эти оценки - не из учебников, они даны российскими консалтинговыми компаниями. А рост прибыльности - это побочный эффект, основной же эффект состоит в том, что Ваш бизнес перестает быть щепкой в океане случайности. Он становится небольшим, но хорошо управляемым кораблем, который слушается руля, и ветер не кидает его по волнам, а движет в нужном направлении. Теперь вы можете спокойно и уверенно вести этот корабль вперед, не боясь того, что случайная волна в виде налоговой проверки опрокинет и потопит его.

Технологии регулярного менеджмента просты, и, изучив их должным образом, внедрить их у себя на предприятии сможет каждый руководитель. Американские компании, столкнувшиеся с такими же проблемами в 60-х годах (тогда и были созданы технологии регулярного менеджмента) решали их при помощи карандаша и бумаги. Но нужно ли переводить бумагу, когда появились компьютеры? Сейчас целесообразно проводить внедрение регулярного менеджмента на базе автоматизированных систем, специально предназначенных для этого. Это позволит гораздо быстрее и с меньшими затратами пройти переходный период. Тем более, что автоматизированные системы многократно повышают оперативность и точность информации в бизнесе, позволяя руководителю принимать решение не на данных прошлого квартала, а на основе информации, полученной буквально за десять минут до этого.

Есть еще один неочевидный плюс внедрения регулярного менеджмента при помощи автоматизированных систем. Исторически сложилось так, что наши люди не любят, когда им советуют, как лучше выполнить их работу. И если даже совет полезен, он все равно будет воспринят критично. Автоматизированная система позволяет обойти это. Когда мы строим автоматизированную систему, мы можем жестко прописать порядок выполнения работы работниками предприятия, и, таким образом, "дисциплинировать их помимо их воли".

С чего начать внедрение регулярного менеджмента? Очевидно, что люди не смогут изменить привычный стиль работы как по мановению волшебной палочки. Регулярный менеджмент требует более высокой корпоративной культуры на предприятии, а сделать людей культурнее за месяц нельзя. Как здесь быть? Вообще, процесс внедрения регулярного менеджмента напоминает строительство сельского дома: поставив сруб - пятистенок, мы можем построить сарай, выкопать колодец, разбить сад, а затем вернуться и пристроить к дому веранду, подправив при этом свой изначальный замысел. Так и здесь: можно начинать, решая проблемы на наиболее загруженных участках предприятия (для торговой компании это, допустим, логистика) и достаточно быстро получить какие-то результаты, а затем приняться за другие участки: учет затрат, управление персоналом и т.д. Для качественного внедрения регулярного менеджмента придется пройти по такому циклу несколько раз, исправляя, ошибки и уже успевшие устареть решения - жизнь-то не стоит на месте, все вокруг меняется: А может получиться и так, что, например, корни проблем с продажами товаров лежат в нестабильных поставках, то есть для нормальной работы отдела продаж (маркетинг) нужно настроить работу отдела поставок (логистика). Это еще раз показывает, что преобразования и переход к новым системам управления затрагивает все предприятие. И не нужно этого бояться - в конце концов, наводить порядок в одной комнате, а в остальных оставлять мусор - согласитесь, неправильно.

Что остается добавить? Весь процесс перехода к регулярному менеджменту может занять до 1 года, в зависимости от величины предприятия, его готовности к преобразованиям и желания руководства сделать его лучше. Одно условие есть при внедрении регулярного менеджмента: руководители предприятия действительно должны захотеть улучшить работу своего предприятия.

Всегда проще разобраться в предмете, имея перед собой конкретный пример. Ниже в таблице приведены технологии регулярного менеджмента в порядке, наиболее удобном для внедрения и, очень кратко, описана их суть.

Этапы

Сущность преобразований

Затрагиваемые

Участки предприятия

Решаемые проблемы

Организационная структура

?

Преобразование оргструктуры в более управляемую и более удобную для данного бизнеса

Все

Улучшается управляемость предприятия, Повышается ответственность персонала

управленческий учет

?

Внедрение на предприятия контура управленческого (экономического) учета

Отдел продаж, поставок, бухгалтерия, производство

У руководства появляется возможность оперативного учета доходов и затрат, калькуляции прибыли

бюджеты

?

Внедрение на предприятия системы бюджетирования: нескольких взаимно увязанных бюджетов

Экономический отдел, бухгалтерия, руководящий состав

У руководства появляется возможность активно управлять финансовыми и материальными потоками на предприятии, контролировать доходы и затраты, основываясь на достоверной информации

бизнес-планы

?

Внедрение на предприятия системы бизнес-планирования - усовершенствованой системы бюджетирования

Экономический отдел, отдел продаж, отдел поставок, производство бухгалтерия, руководящий состав

У руководства появляется возможность планировать движение финансов и материальных средств с высокой оперативностью и точностью до 5%

маркетинг

?

Постановка маркетинга на предприятии: системы контроля за рынком, отслеживания спроса и управления предприятием в соответствии с потребностями рынка

Отдел продаж, отдел планирования, отдел поставок

У руководства появляется возможность обоснованно управлять продажами предприятия,

логистика

Постановка логистики на предприятии: системы поставок от поставщиков, и поставок потребителям перевозок внутри предприятия, работы складов, цехов.

Отдел поставок

Отдел продаж

производство

Движение всех товаров и материалов на предприятии становится согласованным, взаимоувязанным.

Станислав Тактаев,

Специалист МКЦ "Мегатавр" по корпоративному управлению.

Тел. (421-2)-30-60-35

На все возникшие вопросы, автор с удовольствием ответит по эл. почте taktaev@megatavr.com.ru

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://www.big.spb.ru/publications/other/metodology/regular_man_benef.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru