Программное заявление консалтинговой группы БИГ по вопросам целей и
средств постановки менеджмента качества на российских предприятиях
Группа БИГ, начиная проект по внедрению новейших
бизнес-технологий и программных продуктов в области менеджмента качества,
считает, что реальный переход на принципы управления положенные в основу
международных стандартов ИСО9000 позволит сделать российские предприятия более
конкурентоспособными не только на внутренних рынках, но в глобальной мировой
экономике. При этом Группа исходит из следующих Положений:
Менеджмент качества - это высокое "качество" менеджмента
Мы полностью разделяем утверждение стандарта ISO9004:2000
"Руководящие указания по улучшению деятельности" - "для успешного руководства и
управления компанией необходим систематический и наглядный менеджмент".
На сегодняшний день стандарты ИСО семейства 9000-2000
являются, не только наиболее проработанным предложением по повышению качества,
но и общепризнанным стандартом эффективного управления предприятием.
Соответствие стандарту ИСО 9001:2000 означает, что достигнутый на предприятии
уровень менеджмента, отвечает базовому набору требований, отражающих
международно-признанные способы ведения бизнеса.
Менеджмент качества - это высшая форма регулярного менеджмента
С 1996 года консалтинговой группой "БИГ" развивается
концепция управления предприятием, получившая название "регулярный менеджмент".
Одна из основных тем этой концепции - необходимость перехода российских компаний
от неформальных методов управления к строго документированным процедурам и
регламентам деятельности. В тоже время, согласно стандартам ИСО, основу
управления качеством на предприятии составляет спроектированная и обязательно
документированная система, который регламентирует основные аспекты деятельности
предприятия.
То есть, построение системы менеджмента качества компании
невозможно без внедрения процедур регулярного менеджмента, а внедрение процедур
регулярного менеджмента становится законченным и эффективным при ориентации на
требования стандартов ИСО. Цель менеджмента качества - совершенствование
системы организации деятельности
Появление новой версии стандартов серии ИСО 9000 в 2000 году
ознаменовала собой новый подход к менеджменту качества - системный. Построение
системы менеджмента качества в новой версии стандарта направлено на непрерывное
совершенствование менеджмента предприятия на основе представлении о качестве как
основной стратегической цели компании.
Система менеджмента качества должна быть встроена в общую систему управления
На многих российских предприятий нормальные условия
функционирования (клиент - ориентированный продукт и маркетинг, управление
затратами, бюджетирование) нужно воссоздавать практически с нуля. По оценке
специалистов группы "БИГ", только после того, как предприятие справилось с этой
задачей, оно может приступать к построению системы менеджмента качества,
отвечающих требования стандартов ISO 9000
Интегрирующая роль постановки СМК проявляется в том, что
практически все задачи, потенциально стоящие перед предприятием в таких
областях, как: Стратегия, Структуры, Процессы, Персонал, Автоматизация - в той
или иной мере опираются на принципы менеджмента качества, сформулированные в
стандартах ИСО9000 Бизнес-инжиниринг - современная информационная технология
постановки и поддержки систем менеджмента качества
Для регуляризации деятельности предприятий необходимы не
только методики и процедуры, но и специальные программные средства Orgware
(организационные продукты) - средства поддержки "организационного управления"
или организации деятельности.
С появлением собственных orgware БИГ-Мастер радикально
сместились акценты в концепции "регулярного менеджмента". Если раньше его
основным признаком была только "документированность", то теперь им стало наличие
бизнес-модели компании. Прозрачные и ясные модели деятельности, созданные с
помощью технологий бизнес-инжиниринга, могут стать основой единого языка общения
всех сотрудников компании, что позволяет максимально использовать их творческий
потенциал. Применение технологий и инструментальных средств
БИГ-Мастера позволяет при создании СМК перейти к реализации подхода:
"Менеджмент модели" вместо "Менеджмента документов". Бизнес-модель, это
не только средство автоматической генерации документов-регламентов.
Прежде всего, бизнес-модель - это корпоративная база знаний, сведений о
том "как организован бизнес" и инструмент его совершенствования,
возможно, самое ценное, что есть в компании, обладающей реальной
управленческой стоимостью.
Резюме
Соединение концепций регулярного менеджмента, стандартов
менеджмента качества, новейших технологий и инструментов бизнес-инжиниринга дает
российским предприятиям уникальный шанс быстро привести уровень своего
менеджмента в соответствии с мировой практикой, а в некоторых аспектах и
превзойти его. Совместное решение этих тесно взаимосвязанных
задач позволяет резко ускорить выполнения работ и, одновременно,
понизить их стоимость. Человек, желая быть здоровым,
не стремится получить справку о состоянии здоровья, а предпринимает
определенные волевые усилия: лечит "болячки", начинает делать
гимнастику, правильно питаться, соблюдать режим и проч..
90% российских предприятий заняты задачей "получения справки"
нисколько не продвигающей их по пути совершенствования менеджмента…Мы предлагаем
идти по пути "здоровья"…
|