Ближайшие семинары БИГ-СПб
Как сохранить устойчивый рост: новые бизнес-модели и технологии организации деятельности. Об этом на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп» (БИГ-СПб) подробнее...
Самые актуальные
темы сайта
Миссия: назначение и внутренняя структура
Бизнес-инжиниринг, как технология регулярного менеджмента сегодня
Требование совершенствования и документированность системы менеджмента качества
 
 
Презентация компании
Видео-презентация, в которой рассказано о разработанных компанией БИГ методах, подходах и инструментах направленных на повышение эффективности бизнеса
Новости
Теперь Вы можете самостоятельно изучать вопросы построения процессной компании
Растет число пользователей системы моделирования нового поколения ОРГ-Мастер ПРОФИ

 

Проблемы внедрения стандартов ИСО семейства 9000 на российских предприятиях.

Денис Дьяконов,
Консалтинговая компания «Дьяконов и партнеры»

На сегодняшний день стандарты ИСО семейства 9000 являются единственным ясным предложением в направлении повышения качества. Ложкой дегтя в бочке меда являются заложенные в них конфликты с российской действительностью.

Методическая проблема

Почти все внешние и некоторые российские потребители требуют от российских компаний сертификаты на системы качества по ИСО 9001. Это хороший толчок к началу работ по качеству, но он может привести к бесполезным затратам и разочарованию в стандартах, если не выстроит правильный пусть выполнения работ по качеству.

Суть проблемы заключается в том, что, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, зачастую в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции. С другой стороны, требования стандарта ИСО 9001 весьма консервативны. Использование указанных стандартов для целей обеспечения качества опирается на принцип: «Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументированно». Если нарушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту (проверкам), ибо аудиторы могут фактически проверять лишь документы и соответствие реальных процедур документированным.

Если в документацию заложить мечты руководства о более совершенной системе обеспечения качества, то между реальной, существующей на практике системой и документированной образуется брешь, через которую будут проваливаться все усилия руководителей в области улучшения качества.

Если же документировать существующую систему, то документированная и реальная системы совпадут, но уровень их эффективности может не устраивать. Более того, документирование системы качества в том виде, в котором последняя существует, приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов на низких уровнях.

Противоречие достаточно прозрачное, но многие специалисты предпочитают не замечать эту проблему. Это понятно, так как альтернативного предложения для российских компаний сегодня не существует. Кроме того, для всё большего числа консультационных компаний и сертифицирующих организаций, причем не только отечественных, но и зарубежных особенно, это невыгодно, так как может привести к потере клиентов, а то и просто к разрушению бизнеса.

Ощущается и конфликт культур

Прежде всего, наблюдается неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ИСО 9000.

Главный принцип, составляющий основу семейства стандартов ИСО 9000 – это «жить по правилам, которые помогают жить лучше».

В России люди ориентируются не на правила и законы, а на авторитеты (в первичном смысле этого слова) и на силу власти. Гротескно утрируя, можно сказать, что в целом культурный базис российских систем менеджмента качества – это милитаристский репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных и наказания….. непричастных.

Смена базиса – сложная задача, которую надо обсуждать, исследовать и понимать возможные последствия. В частности, возможные опасности можно представить на примере «большой системы» - России. Попытка сменить базис системы на уровне страны, т.е. заменить тот же самый репрессивный милитаристский базис на более человечный и демократичный, привела ко многим нежелательным явлениям, гримасам и уродствам, которые еще предстоит искоренять.

Нужно переходить от менеджмента, основанного на праве силы, к менеджменту, основанному на силе правил. И переход предстоит не простой.

Пробел образования

Это пропущенные этапы развития менеджмента качества и, прежде всего, статистических методов управления качеством.

Парадигма Шухарта - Деминга не отражена в стандартах ИСО 9000 , но показала свою эффективность в 50-70 –е годы в Японии, в 80-90-е годы в США и Европе.

Как построить систему статистического управления качеством и вписать её в общую систему менеджмента качества – это один из серьезнейших вопросов для российских компаний. К нему необходимо присоединить вопрос о кружках качества, группах качества, деятельность которых неразрывно связана со статистическим управлением и улучшением качества.

Лечение без диагноза

Можно удивляться тому, как легкомысленно предприятия начинают внедрять стандарты ИСО 9000. Многие руководители поручают подготовку документов по системе качества рядовым сотрудникам, чаще всего почему-то отделов стандартизации, но при этом надеются, что в результате внедрения стандартов все болезни менеджмента предприятия пройдут сами собой. Они не проводят диагностику менеджмента, не выявляют болезни и не определяют методики лечения.

А между тем, реформы, которые вывели Японию в мировые лидеры, начались с изучения проблем экономики, в том числе с анализа недостатков менеджмента. Аналогичные исследования следует провести и в России.

Необычная альтернатива

Создание в российских компаниях систем качества, соответствующих стандартам серии ИСО 9000 должны быть увязаны в гораздо более общий и непрерывный цикл работ по качеству для перестройки всей корпоративной культуры на принципах Всеобщего качества TQM. Такой подход обеспечит максимальную эффективность затраченных усилий и обеспечит предприятию долговременное стратегическое преимущество перед конкурентами.

Книга «Менеджмент по нотам» под редакцией Льва Григорьева
Книга «Менеджмент по нотам» под редакцией Льва Григорьева
Каждый руководитель хочет, чтобы компания работала как единый слаженный механизм, а изменения проходили в нужном направлении, четко и без задержек. Достичь этого можно, если выстроить работу фирмы с использованием методов бизнес-инжиниринга, благодаря которым цели, процессы, оргструктура и задачи сотрудников сведены в понятную и прозрачную для всех систему и каждое организационное решение вытекает из видения целого.
подробнее
Ближайшие семинары
Практический курс по моделированию бизнес-процессов в среде ОРГ-МАСТЕР®
Семинар адресован специалистам, заинтересованным в постановке на своем предприятии регулярного менеджмента: современных средств моделирования и совершенствования бизнес-процессов, улучшения общей модели деятельности, построения компьютерной системы формирования и управления организационными регламентами.
Слушатели семинара получат полное представление о новейших технологиях бизнес-инжиниринга, опирающихся на ОРГ-МАСТЕР® - уникальный программный продукт, созданный специалистами "Бизнес Инжиниринг Групп", который успешно эксплуатируется более чем на 500 российских компаниях.
подробнее
Почему процессное управление не приживается в России. И внедрений мало, и не эффективно, и поверхностно. Как преодолеть сложившуюся ситуацию?
БИГ-СПб приглашает на новый цикл семинаров Школы Бизнес-Инжиниринга «Управление конкурентоспособностью предприятия – от процессного к архитектурному подходу»
Сроки проведения цикла семинаров — 22-26 мая 2017 г.
подробнее
SpyLOG
TopList
Бизнес Инжиниринг Групп Новости Подписка Контакт Поиск

© 2001—2016, Business Service Association.

design by Art Engineering