Стратегия 
Структуры 
Процессы 
Персонал 
Финансы 
Логистика 
Маркетинг 
Менеджмент качества 
Менеджмент знаний 
Примеры проектов 
Ближайшие семинары БИГ-СПб
Как управлять организационной структурой в условиях постоянных изменений? Узнайте об этом на семинарах «Бизнес Инжиниринг Групп» (БИГ-СПб) подробнее...
Самые актуальные
темы сайта
Создание реально работающих должностных инструкций
Роль маркетинга в системе менеджмента качества
Логистика: управление процессами и управление ресурсами
 
 
Презентация компании
Видео-презентация, в которой рассказано о разработанных компанией БИГ методах, подходах и инструментах направленных на повышение эффективности бизнеса
Новости
Теперь Вы можете самостоятельно изучать вопросы построения процессной компании
Растет число пользователей системы моделирования нового поколения ОРГ-Мастер ПРОФИ

 

Интериоризация, как одно из ключевых понятий менеджмента качества

С точки зрения социальной психологии, ключевое понятие теории управления качеством – максимальная интериоризация. В отличие от адаптации, процесс интериоризации обеспечивает полное восприятие членом общества (в данном случае – работником предприятия) не только норм поведения в данном обществе, но и его идей, целей. 

В классическом варианте капиталистического предприятия имеет место исключительно адаптивное восприятие норм. На нем работник следует принятым нормам лишь постольку, поскольку их соблюдение вознаграждается, а нарушение – карается. Однако при отсутствии внешнего контроля эти нормы теряют всякий смысл для работника, а, следовательно, и власть над ним. Главными задачами производственного менеджмента в данной ситуации является внешнее стимулирование работника (рациональное сочетание кнута и пряника) и тотальный контроль за его деятельностью. Очевидно, что такой подход позволяет добиться максимального эффекта только при выполнении работником механистического труда, результаты которого легко поддаются контролю и измерению.

В марксистском варианте экономической теории главным принципом является:«от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», начисто отвергающем идею материального стимулирования работника. Главным стимулом должна была стать его «сознательность», что как раз подразумевает полную интериоризацию. Средством этого служила идеологизация общества. Однако практика показала, что работать только «за идею» люди способны лишь весьма непродолжительное время. Человеку необходимо чувствовать отдачу от своего труда. Ставка на сознательность в чистом виде не оправдалась, но признать этот факт в условиях марксистской идеологической доктрины со всем миром было невозможно. Поэтому вполне естественным было широкое использование репрессивного аппарата. При этом возникла ситуация, которую можно назвать вторичной адаптацией или показной интериоризацией, когда люди делали вид, что работают «за идею» (интериоризация), но реальным стимулом был страх (адаптация).

Можно привести другой, более актуальный сегодня, пример, в котором работает такая же схема:

Руководство современного предприятия часто осознаёт опасность чисто адаптивного восприятия персоналом норм и идеологии компании. В таком случае предпринимаются попытки создания соответствующей корпоративной культуры, направленной на усиление преданности фирме, развития коллективистского духа etc., т.е. на интериоризацию корпоративной идеологии. Но проблема в том, что задача эта очень сложна, и зачастую неуклюжие попытки насаждения культуры сверху вызывают то самое явление вторичной адаптации: в присутствии начальства сотрудники из опасения вызвать его недовольство демонстрируют полную преданность корпоративному духу, а потом «за глаза» это же его высмеивают.

Добиться того, чтобы работник воспринимал предприятие как родную семью и вкладывал в работу душу, очень нелегко, для этого требуются специальные методы. Они оправдывают себя в том случае, если предприятие заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве со своими работниками и в максимальном использовании человеческого ресурса. Естественным образом этим условиям удовлетворяют японские предприятия с их системой пожизненного найма и первоначальной бедностью всех остальных ресурсов.

Применительно к общей теории управления можно сказать, что сверхзадачей системы управления качеством является балансирование между Сциллой адаптации и Харибдой чрезмерной идеологизации.

Таким образом, цель современного управления обозначена – интериоризация. Более сложный вопрос – практические методы достижения этой цели. 

Работник, как элемент производственной системы, может быть представлен как «черный ящик», который на входе получает управляющий сигнал, а на выходе имеет некий результат своей деятельности. Формирование «управляющего сигнала», побуждающего человека к действию, называется мотивацией. Оценку любой деятельности человека на предприятии можно свести к двум показателям – производительности и качеству работы.

Схема 1

Данная схема иллюстрирует самый простой вариант управления, когда оплачивается только рабочее время, независимо от результатов труда. В настоящее время в подавляющем большинстве случаев используется схема с обратной связью:

Схема 2

В общем случае при этом сохраняется адаптивное восприятие работником норм производственного поведения. Если же удаётся добиться интериоризации этих норм и ценностей, получается следующая картина:

Схема 3

По схеме видно, что система управления усложнилась, в ней появился ещё один, внутренний, контур. Из теории управления известно, что такая система, при правильной её настройке, способна работать с большей точностью, надежностью и автономностью.

Книга «Менеджмент по нотам» под редакцией Льва Григорьева
Книга «Менеджмент по нотам» под редакцией Льва Григорьева
Каждый руководитель хочет, чтобы компания работала как единый слаженный механизм, а изменения проходили в нужном направлении, четко и без задержек. Достичь этого можно, если выстроить работу фирмы с использованием методов бизнес-инжиниринга, благодаря которым цели, процессы, оргструктура и задачи сотрудников сведены в понятную и прозрачную для всех систему и каждое организационное решение вытекает из видения целого.
подробнее
Ближайшие семинары
Практический курс по моделированию бизнес-процессов в среде ОРГ-МАСТЕР®
Семинар адресован специалистам, заинтересованным в постановке на своем предприятии регулярного менеджмента: современных средств моделирования и совершенствования бизнес-процессов, улучшения общей модели деятельности, построения компьютерной системы формирования и управления организационными регламентами.
Слушатели семинара получат полное представление о новейших технологиях бизнес-инжиниринга, опирающихся на ОРГ-МАСТЕР® - уникальный программный продукт, созданный специалистами "Бизнес Инжиниринг Групп", который успешно эксплуатируется более чем на 500 российских компаниях.
подробнее
Почему процессное управление не приживается в России. И внедрений мало, и не эффективно, и поверхностно. Как преодолеть сложившуюся ситуацию?
БИГ-СПб приглашает на новый цикл семинаров Школы Бизнес-Инжиниринга «Управление конкурентоспособностью предприятия – от процессного к архитектурному подходу»
Сроки проведения цикла семинаров — 22-26 мая 2017 г.
подробнее
Задайте вопрос нашему менеджеру
Если у Вас есть вопросы по прочитанному материалу, задайте их нашему менеджеру заполнив форму:
Ваше имя: Город:
Email: Телефон:
Вопрос:
Введите код на рисунке:
(Это необходимо для предотвращения автоматических регистраций)
SpyLOG
TopList
Бизнес Инжиниринг Групп Новости Подписка Контакт Поиск

© 2001—2016, Business Service Association.

design by Art Engineering