«Orgware» - новый класс программ для управления организацией.

Менеджмент ресурсов и менеджмент организации

...главным инструментом развития становится совершенствование организационной структуры - механизма объединения ограниченных и неэффективных по отдельности людей в эффективные коллективы...

(Делягин М.Г., Братимов О.В. и др. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. -М.: Инфра-М, 2000)

В начале 90-х годов на Западе появились первые программы, способные помогать решению задач, связанных с организационными проблемами управления предприятием. Первоначально это были специализированные модули в составе наиболее мощных западных систем корпоративного управления (SAP/R3, SOCAP, BAAN), задачей которых было формальное описание предприятий подлежащих автоматизации. (Orgware – организационный продукт, так назывался подобный модуль BAAN, который мы применяем для названия всего класса). Новые программы были ориентированы на решение задач систематизации, хранения и обработки «неколичественной» информации об организации бизнеса, которые раньше не имели адекватной компьютерной поддержки. С выходом 1998 г на отечественный рынок orgware БИГ-Мастер в России появились и собственные разработки подобных программ, причем в варианте, допускающем их применение вне рамок дорогих корпоративных решений.

Orgware являются средствами поддержки именно «организационного менеджмента» или организации деятельности, чем они радикально отличаются от других программных компонент корпоративных информационных систем, нацеленных на управления ресурсами предприятия. Подавляющее большинство систем управления, внедряемых на российских предприятиях автоматизируют именно управление ресурсами, прежде всего, материальными и финансовыми. Различие в объекте управления часто проявляется даже терминологически – для «ресурсов» чаще применяется термин «управление», а «менеджмент организации» - это и есть собственно менеджмент в узком этот аспект деятельности.смысле этого слова. Это надо четко понимать для позиционирования новых продуктов относительно программ типа 1С, Парус, БЭСТ и других. ПозициюЭту позицию можно определить формулой «не вместо, а вместе». В отличие от этих продуктов orgware отвечают прежде всего на вопросы «как?», а не «сколько?» - что, по крайней мере, не менее важно для управления организацией!

ИСО 9000 первый общепризнанный мировой стандарт менеджмента, вобравший в себя достижения успешной практики многих компаний? ориентирован прежде на организациювсего на постановку организации деятельности. Раздел менеджмента ресурсов занимает в нем относительно небольшое место. Концепция стандарта основана на том, что именно хорошо организованные и хорошо управляемые компании обладают устойчивой способностью поставлять для потребителя продукцию и услуги требуемого качества.

Согласно ИСО/ОПМС 9000:2000, «организация» и определяется как «группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Если картина распределения ответственности является для туманной, то стоит задуматься, является ли ваша компания собственно взаимоотношений».«организацией» или неустойчивой группой, вроде случайно встретившихся «пассажиров в поезде».

При взгляде на компанию, как на особую социальную организацию мы выходим за рамки чисто количественных данных. Для получения точной картины организации бизнеса, кроме привычных для стандартного кадрового учета сведений о сотрудниках или бухгалтерских регистров, зафиксированных в плане счетов и отражающих только финансово-хозяйственную деятельность, необходимо ввести дополнительные регистры, которые будут отражать другие объекты учета и контроля. Так в компаниях с развитым менеджментом инвентаризуются и подлежат учету: «организационные звенья», «центры финансовой ответственности», «функции», «документы», «бизнес-процессы» и другие нетрадиционные объекты вплоть до «целей» и «стратегий» компании…. В каждом компоненте менеджмента информация специфична – и надо научиться работать с разными ее типами.

То есть, если запросы к финансовой системе, как правило, отвечают на вопрос «сколько» (сколько денег на счету, сколько нам должны, сколько запасов по этой позиции на складе и т.п.), то вопросы к организационной системе отвечают на вопросы: «что делается» (в этой области), «как» это организовано? «кто отвечает за эту деятельность или отдельную функцию, операцию?» или, даже, «а что делает этот сотрудник или подразделение?!».

Почему же в настоящее время наблюдается смещение интересов от ресурсного к организационному менеджменту? Основная причина в том, что фокус внимания в целеполагании деятельности компании теперь концентрируется не только на «прибыли, имидже, потребителях», а может быть охарактеризован одним понятием «выживание». При существующей динамике рынка (причем не только в России) компания не умеющая быстро перестраивать свой бизнес не просто теряет рыночные позиции, но обречена на уход с рынка. Сейчас вопрос стоит не просто об той или иной эффективности бизнеса – а «быть или не быть?». Такие компании, как Coca-Cola, General Motors и другие, существующие десятки лет, входят в XXI век только потому, что постоянно реформируют и оптимизируют свою деятельность, адекватно реагируя на меняющиеся факторы среды.

Вот мнение одного из наиболее авторитетных и влиятельных специалистов в областях, связанных с workflow, управлением знаниями, с технологиями реинжиниринга бизнес-процессов Томаса Кулопулоса: «За последние пять лет, я проанализировал рабочие и административные процессы сотен организаций - организаций, которые по всем признакам должны были бы погибнуть в результате поразительной неэффективности их избыточных, излишне специализированных, раздробленных, дорогостоящих бизнес-процессов. Единственная причина, по которой они выжили, заключается в аналогичной неэффективности их отрасли в целом.

Игровое поле стало радикально сдвигаться, и эталон, обеспечивающий выживание, меняется. Немногочисленные организации начали вырываться вперед за счет применения новых организационных и информационных технологий, которые влекут за собой коренной переворот, подобного которому не было за последние двести лет, со времен начала промышленной революции. Эти организации радикально изменяют свою рабочую среду и в результате в десятки раз сокращают продолжительность рабочих циклов, увеличивают объем новаторской продукции и ускоряют отклик на запросы клиентов. Такое конкурентное неравенство может привести к немедленным изменениям, которые потрясут само основание современной практики бизнеса и информационных систем!…»

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://www.big.spb.ru/bigmaster/basic_concepts/ogrmanagement.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru