Идеальная хрюшка / Константин Бранкузи
Идеальная хрюшка
Автор: Школа: Жанр: Страна: Год: Просмотров:
Константин Бранкузи Парижская школа Абстракция Румыния 1915 6062
    В начало каталога >>

Константин Бранкузи (Брынкуш, Brancusi) (1876-1957)

Константин Бранкузи – французский скульптор, румынского происхождения, один из основателей стиля скульптурной абстракции, яркий представитель парижской школы. Константина Брынкуша, румынского самородка, ставят в один ряд с Модильяни, Пикассо и Сезанном. Вместе с другим знаменитым ваятелем Антуаном Бурделем он был учеником Огюста Родена.

Родился в 1876 году в селе Хобица в крестьянской семье, рос среди пяти братьев. Закончив начальную школу, устроился мальчиком на побегушках к купцу-бочкарю, торговавшему скобяным товаром. Тогда и начал ножичком вырезать из дерева и лепить из глины. Ему повезло закончить художественную школу в Крайова. Рано покинул родину (среда заела) и двинулся странствовать. В 1902 переехал из Румынии в Мюнхен, затем, в 1904 - в Париж Французы называли его «наш Бранкузи», американцы считали стопроцентным штатовцем. Долго жил в Париже. В культурном Центре «Помпиду» есть «уголок Брынкуша». Но он не офранцузился ни на грамм. От нивелировки его спас крепкий национальный стержень.

Народная самобытность-простота и пленяет в его шедеврах. Все понятно в них даже ребенку. «Стол молчания», «Бесконечная колонна», «Спящая муза» - самые известные его вещи. Они космичны, невесомы на вид, антигравитационны. Многими любима его магическая скульптура «Мудрость земли». От нее словно струятся тепло и нежность, как от живого существа, и в то же время - произведение это схематично, как все идолы, божки и символы народов мира от атлантов до буддистов, от скифов до африканцев - на творчестве Бранкузи отразился интерес к примитивной скульптуре африканских народов

Начавший творческий путь как традиционный реалист очень высокого уровня, он на определенном этапе резко поменял свои позиции и занялся экспериментами в области формы. Вглядываясь в суть вещей, выискивая родоначальную форму всех форм, он фиксирует своё внимание на форме яйца. Его головы из полированного камня - яйцевидны, деталей почти нет, или их так мало, что они только информативно дают понять, что это все голова, а не яйцо в чистом виде. Форму яйца принимают и другие архетипические образы – птицы, хрюшки, рыбы. Он создавал по несколько вариантов одного сюжета, объединяя их в группы ("Поцелуй", 1910-21; "Рыба", 1924-30, «Хрюшка», 1913-1920).

Главным критерием в искусстве Бранкузи, стала лаконичность, предельная простота. Но за этой простотой скрывается большая философия и глубокие чувства. Взгляните, как многозначителен ансамбль - памятник павшим в первой мировой войне «Стол молчания». Ни одной человеческой фигуры - нет и намека на реальность, но ощущение скорби, трагедии не покидает вас при созерцании этой абстрактной композиции. Установленная в Тыргу-Жиц у подножия Карпат «Бесконечная колонна», выполненная в позолоченной стали, была задумана Баркузи как символ бесконечного движения к совершенству. Баркузи не просто абстракционист - он, прежде всего философ и в каждом его творении заключена, прежде всего, какая-нибудь идея.

Говорят, искусство Брынкуша вневременно и сплошь - «шифровки», некие послания. Исследователь его творчества, известный бессарабский ваятель Юрий Канашин называет великого мастера апостолом всемирной скульптуры. Большую часть своей жизни, как и многие гении, он был бесконечно одинок. Умер глубоким стариком на чужбине в США, куда он переселился из Парижа перед войной.

 

Адрес этой страницы в Интернете: 
http://www.big.spb.ru/about/art_chapter/pigs/db_res/pigs/brancusi.shtml
      
Copyright © БИГ-Петербург 1999-2001.  http://www.big.spb.ru  E-Mail: mail@big.spb.ru